slabk

 LOGO.GOD2017

  ROSKOMNADZOR.PERS.DAN.DETI

   logo ru

    DIP LOM

 2mkrf    

1moinrf

 

 

 

 3moio

 4mkio

 5umcb

 6oippi

 7fcior

 8ekcor

 9eodor

 

 

        
 
 
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Киреева Алина  "Conservatory - corde Ossovsky. Anima eius..." *
* (лат.) Консерватория - сердце Оссовского. Душа его...

1.1

"Я был на празднике молодого искусства. Питомцы консерватории давали концерт в пользу своих товарищей. На эстраде - все юные, свежие лица. Одушевлением горят они. Вера и смелость светятся в глазах. И те же лица рассеяны тут и там по всему залу. Они молодят и его вид, наполняют его своей жизнью... А в передних рядах - наставники и руководители этой молодежи. Вот общий кумир ее - директор, дорогой всем "Глазун", или "Глазунчик", в хорошо знакомой фигуре которого так оригинально сочетается громоздкая тяжеловесность с детской чистотой и доверчивостью. Вот не менее популярный "Корсинька", славный автор "Китежа", высокий пример бескорыстной преданности искусству и человек непреклонного долга. А рядом - каждому нужный и всеми на части разрываемый симпатичнейший Ст. Ив. Габель, инспектор, - весь в хлопотах, вечно спешащий, но всегда и всюду поспевающий.

     В этих ласково-уменьшительных именах сказалась та любовь, которой окружены они в сердцах молодежи. И вам было ясно: дело этих наставников и дело этих юных их питомцев - одно общее, равно для всех близкое дело жизни и совести..."

       Всем сердцем Александр Вячеславович Оссовский (1871-1946 гг.) - музыкальный критик, искусствовед, человек, обладавший исключительными знаниями и светлой, необъятной душой, - любил консерваторию. Какой-то истинно отцовской любовью... Вместе с великодушным и благороднейшим другом А. К. Глазуновым и любимым учителем Н.А.Римским-Корсаковым он оберегал консерваторию, помогал ей развиваться, становиться великой, уникальной, независимой.1.2

Строка из личного дела А.В. Оссовского:
Адрес и телефон: Ленинград,
Театральная площадь д.3 (Консерватория), кв. 2 Телефон: 148-30

 

" О, сколько жизни было тут
Невозвратимо пережитой..."
( Ф. И. Тютчев)

 

Чего не коснуться в стенах этой старинной арены искусств, в мире музыки и ее истории - след Оссовского, отчетливый и небезразличный, ощутимый и теплый, присутствует повсюду, что говорит о всеобъемлющей личности ученого...
Дорогой Читатель, хотел бы ты повстречать великого Оссовского?
Предлагаю осуществить совместное путешествие по просторам Консерватории...

Представим, что мы оказались в центре этого старейшего здания. Стало быть, это третий этаж... Приглашаю тебя, добрый друг, в зал для чтения. Попросим у любезных работников, например, "Записки М.И. Глинки".
Открываем первый форзац, и нас уже встречает А.В. Оссовский:

         И, надо сказать, это лишь одна из огромного количества книг библиотеки Александра Вячеславовича. Богатейшее и к тому же уникальное собрание книг и нотных сборников он преподнес в дар Консерватории, и до сих пор ценная литература питает студентов знаниями и музыкой.

         Позади мы слышим негромкий смех... Оглядываясь, видим студента музыковедческого факультета: он читает "Мемуары"       Г. Берлиоза и еле сдерживает смех (что не удивительно, ведь Гектор Берлиоз обладал по-настоящему тонким, острым чувством юмора!). Увидев пару любопытных глаз, музыковед с неподдельным желанием поделиться находкой, артистично цитирует французского гения. Берлиоз рассмешил и нас!
       Но кто же перевел «Мемуары»? И снова А. В. Оссовский!
      Александр Вячеславович обладал блестящими познаниями в совершенно разных областях. Французский, немецкий, итальянский, латинский и даже древне-греческий языки (не говоря уже о превосходном русском) были им освоены. Глубокие знания профессора Оссовского и, конечно, его инициатива стали источником появления некоторых из многочисленных трудов: им были переведены статьи, "Мемуары" (т. I. 1896 г.) и "Путешествие в Россию" ("Артист", 1894 г.) Г. Берлиоза, "Записки артиста" Ш. Гуно (1898 г.), отдельные статьи и письма Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Сен-Санса, Иог. Штрауса, Ф. Листа...

      Вы, быть может, удивитесь, но появление музыковедческого факультета в Консерватории - тоже заслуга А. В. Оссовского.

  «Самое интересное - понять его [А.В. Осс.-А. К.] эпоху! Серебряный век - это интереснейшая проблема!» - утверждает профессор консерватории Валерий Васильевич Смирнов, горячо любящий и почитающий А. В. Оссовского. К слову, В.В.Смирнов - ученик Галины Тихоновны Филенко, а она в свою очередь - аспирантка Алексанра Вячеславовича!
    «В 20-е годы продолжалась блестящая эпоха директорства Глазунова и, в то же время, это были годы хозяйственной разрухи, когда консерваторию нужно было сохранить и наметить новые пути ее развития, реорганизации, реформ. Оссовский ответил и на эти требования времени. Он преобразил преподавание общих музыкально-исторических разделов так называемой "энциклопедии", дававших самое элементарное представление об истории музыки. Как в чтение лекций, так и в научно-творческую работу, ее планирование он внес дыхание большой науки, прогрессивную методику, университетский подход. Это позволит вскоре (в 1925 г.) открыть музыковедческую специальность, а также сказалось на уровне преподавания курсов для исполнителей.»

    Продолжим наше путешествие, любезный друг... Приглашаю Вас посетить интереснейший концерт. Название такое: "Вечер фортепианной музыки. Произведения И.С Баха в транскрипциях С. Рахманинова и А. Зилоти".

 

                       5А. Зилоти

Отмечу, что особенно интересует нас последнее имя. Почему?
1. Имя этого человека кому-то знакомо, кому-то, быть может, нет, но величина фигуры и ее значение нисколько не проигрывает другим, нам известным.
2. Несмотря на предшествующее утверждение, все же отрицать, что А. Зилоти менее известен публике сегодняшнего дня, не приходится. А это повод обратить особенное внимание на музыканта. 3. К центральной фигуре, приковавшей наше внимание, профессору Оссовскому, А. Зилоти имеет прямое отношение. 

Описывать атмосферу, царящую в концертном зале с интерьером в духе Рококо необходимости нет. Главное, представьте звучание музыки великого И. С. Баха. Виолончельные сюиты, скрипичные партиты... Прежде чем наступает время музыки, на слушание нас настраивает ведущий концерта. И вдруг, после нескольких фраз, знакомящих нас с творчеством С. Рахманинова и А. Зилоти, он произносит: «А. В. Оссовский, большой друг А. Зилоти и автор аннотаций к программам «Концертов Зилоти» говорил: «Блестящий ученик великих пианистов Николая Рубинштейна и Фр. Листа, пользовавшийся кроме того руководством П.И. Чайковского в изучении музыкальной теории,  А.И. Зилоти с достоинством поддерживает силой своего таланта и убежденным служением искусству тот блеск, который бросают на его имя лучи славы его знаменитых учителей. Постоянно концертируя за границей, он в числе первых и, к сожалению, до сих пор еще немногих русских артистов, заставил Запад считаться со значением русской музыки не только как выдающийся виртуоз, но и как преданный и настойчивый распространитель произведений русской музыкальной школы».

       Надо же! Вновь мы повстречали Александра Вячеславовича!

        Для того, чтобы Оссовский возник близ тебя и твоих поисков, не нужно делать что-то особенное. Достаточно лишь находиться в Консерватории и быть искренне любопытным (в лучшем смысле этого слова!).

     А. В. Оссовский был выдающимся педагогом. Он - человек, осуществивший некоторые судьбоносные повороты в жизни Консерватории. Уместным будет вспомнить своего рода фразеологизм: «Его значение в этой области трудно переоценить!»                                         Профессор Оссовский начал преподавать в нашей Консерватории в 1915 году.

5.2

 

   Так произошло по воле судьбы - Александр Вячеславович великодушно согласился временно заместить тяжело заболевшего Л. Саккетти.
  На тот момент за плечами Оссовского окончание Московского Университета, где он получил превосходное юридическое образование, уроки скрипичного мастерства у небезызвестного В. В. Безекирского, занятия композицией у Н. А. Римского-Корсакова, который: "Ввел его [А. В. Осс. - А. К.] в свое окружение, в свой дом, где бывали Глазунов, Лядов, Шаляпин...

    В этом окружении Оссовский быстро становится близким, полезным и нужным человеком, он участвует в музыкальных вечерах, домашних премьерах - в частности, Оссовский гордился тем, что был "первой Февронией" - то есть пел ее партию при показе за роялем Н. А. Римским-Корсаковым оперы "Сказание о граде Китеже и деве Февронии."  6

    Также Александр Вячеславович выступал как музыкальный критик, работал для энциклопедий и словарей.

  Если мы перенесемся на лекции полувековой давности, то станем свидетелями довольно абстрактного действа. Они не были систематизированы, и отсутствовала некая глубина в преподносимом материале: «Не забудем, что эти курсы [лекций-А.К.] читались в ту пору, когда советская музыковедческая литература была еще довольно скудной.

    «...отсутствовали все те советские учебники и учебные пособия по истории музыки, которые начали издаваться лишь с 1940 года.»

    Профессор Оссовский поднял целые пласты мало разработанных тем и разделов истории русской и зарубежной музыки.

   «Одним из первых Александр Вячеславович поставил вопрос о значительности достижений русского музыкального искусства XVIII века. «...» Лекции Оссовского давали не только образование, они и воспитывали студенчество. На них слушатели учились любовному отношению к музыкальному искусству и к музыкознанию, подлинно научной добросовестности и честности, чувству огромной ответственности за вверенное дело» (Все эти лекционные курсы сохранились в архиве А.В.Оссовского в виде подробнейших конспектов и в виде полных записей.)

    Александр Вячеславович верил в настоящее, откликался практически на все события своего времени. «Он был человеком, остроощущающим современность!» [В.В. Смирнов] - и в этом величайшая заслуга и достоинство профессора Оссовского!

   Благодаря ему имена исполнителей и композиторов первой пол. XX века - Василенко, Вейсберг, Гнесин, Лядов, Ляпунов, Рахманинов, Скрябин, Штейнберг, Альбенис, Изаи, Форе, Малер, Черепнин, Кусевицкий, Энеску, Шоссон, Сибелиус, Р.Штраус и другие были широко известны в обществе. И, конечно, профессор подарил новаторам, талантам и гениям вечную жизнь, приютив их на страницах книг, статей, заметок, писем...

8.2 Ф.И. Шаляпин                8.3   А.К. Глазунов      

                                            8.1  Н.Н.Черепнин     

 

       Александр Вячеславович Оссовский предстает перед нами как великий ученый, теоретик, мыслитель. Безусловно, образ этот правдивый. Но ко всему прочему Александр Вячеславович был замечательным скрипачом и композитором (имеются опубликованные сочинения, в том числе и для скрипки). И, конечно, значение факта, что он учился у идолов указанных направлений невероятно огромно. Это все-таки бесспорный аргумент в пользу того, что Александр Вячеславович был исключительным дарованием, личностью, при этом всеобъемлющей...

       Но, ценнейшее, - он был человеком неповторимой душевной силы, он излучал добрый и теплый свет, непрерывно рассеивающий долгие сияющие лучи по всей музыкальной вселенной...

                                                                     Ad memorandum ab imo pectore....*
                                          *(лат.) дословно – «для памяти с полной искренностью».

 

Использованная литература:

1. А.В. Оссовский «Музыкально-критические статьи», с.251/ Ленинград/ «Музыка»/ 1971г.

2. В. В. Смирнов "А. В. Оссовский", статья из архива Консерватории
3. В.В. Смирнов «Оглядываясь на век минувший. Избранные статьи, заметки, очерки.»/ «Неизвестный Оссовский», с.19/ СПб/СПбГК/2007г.
4. Е.Бронфин «А.В. Оссовский. Очерк жизни и творческой деятельности», с. 46/ Ленинград/ «Советский композитор»/ 1960г.
«А.В. Оссовский. Воспоминания. исследования»/ Ленинград/ «Музыка»/ 1968г.

5. «А.В. Оссовский LXXV/ Ленинград/ ГНИИТиМ/ 1946г.

      Выражаю огромную благодарность Валерию Васильевичу Смирнову за беседу об А.В. Оссовском и за искреннюю ему преданность...