slabk

 

  ROSKOMNADZOR.PERS.DAN.DETI

   logo ru

    DIP LOM

 2mkrf    

1moinrf

 

 

 

 3moio

 4mkio

 5umcb

 6oippi

 7fcior

 8ekcor

 9eodor

 

 

        
 
 
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

                                     Алина Киреева    Балет «Гранатовый браслет»

       Балет - один из самых прекрасных видов искусства. Ему присущи такие черты как зрелищность, красота, изящество... Несмотря на то, что этот вид искусства считается довольно молодым, история его уходит корнями в далекий XV век.
    В конце эпохи Средневековья в культуре появился интерес к Античной Греции и происходит как бы ее «возрождение»... Так время привело человечество к новой эпохе, называемой Ренессанс. Поменялись приоритеты в культурной жизни – на передний план вышла светская культура, появился интерес к человеку и к его деятельности (так называемый антропоцентризм), тогда же танцоры ассоциировались с идеальными людьми.

       В это время и зародился балет. Место его рождения - Италия, где во дворцах ставились спектакли для местной знати, а танцоры украшали это театральное действо. На самых ранних этапах становления балета в нем принимали участие и сами зрители...

        С течением времени новый вид искусства развивался и становился самостоятельным (а не частью спектакля или оперы, разбавляющей однообразное представление), движения усложнялись и появлялись совершенно новые. И, конечно, балет эпохи Ренессанса имеет крайне  мало сходств с балетом современным. Например, в XV веке мы бы не увидели девушку, исполняющую хоть самую незначительную роль в балете. Тогда сцена принадлежала исключительно мужчинам, которые были вынуждены играть цариц, красавиц, служанок и т.д. Сейчас же именно женщина - одно из главных украшений театра балета!

 

       В городе Братске балет - самый настоящий деликатес. Можно сравнить с французским круассаном или с итальянским тирамиссу. В областном центре, в Иркутске, дела с этим прекрасным видом искусства обстоят лучше. Там я и стала случайным зрителем балетной постановки на сюжет известной повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Это трогательная история любви, в основу которой был положен реальный случай. По справедливому замечанию К. Паустовского, «"Гранатовый браслет" — один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви».
      Сюжет о безответной любви бедного чиновника Желткова, его роль сыграл Сергей Полухин, к княгине Вере Шейной в исполнении примы театра Марии Стрельченко, разворачивается в достаточно аскетичных декорациях Санкт-Петербургского художника Татьяны Королевой. Она же с большим вкусом, чувством эпохи и стилистики произведений Куприна создала костюмы, для которых были выбраны два основных оттенка - гранатовый и изумрудный. Цвет гранатового сока настолько напоминает кровь, что греки уверяли, будто он наполнен кровью самого Диониса.
       Кровь - носитель жизненной энергии, поэтому гранат расценивался ими как символ жизни. Но в контексте данной постановки этот цвет можно расценить как символ и жизни, и любви, и смерти. И, конечно, нельзя забывать, что гранатовый – цвет самого важного предмета в этой повести. А изумруд служит источником вдохновения для поэтов, художников и музыкантов. Он означает юность, свежесть, радость, надежду, воспоминания... Все вместе это хорошо работает на атмосферу спектакля.
     Важным выразительным средством балета является, конечно же, музыка. Несмотря на то, что А.Куприн обозначил в своем произведении, что именно должно звучать (L. van Beethoven. 2 Son. [op. 2, N 2). Largo Appassionato), музыкальным сопровождением балета явилось сочинение иркутского композитора Константина Артамонова. Аскетичные декорации  и экстравагантная музыка, написанная в духе неоклассицизма, соединились в гармоничном тандеме, где дополнили друг друга.

    Сам Константин Артамонов рассказывает: «Мы решили играть не вживую, потому что партитура достаточно сложная, нужен гораздо больший состав оркестра. Несмотря на то, что в произведении звучит Бетховен, я старался сделать все по-своему, и пусть получилось не столь гениально, как у великого композитора, зато я изложил свои мысли. Конечно, я хотел максимально близко передать те образы повести Куприна. Для этого использовал стилистику русской и западной классической школы, а также современных веяний, в том числе арт-рока. Здесь присутствует и классический оркестр, и сложные клавишные сольные партии. В итоге получилось что-то в духе неоклассики.» 
   Хореография в балетной постановке «Гранатовый браслет», конечно, должна оцениваться профессиональными балетмейстерами. Как простой неискушенный зритель могу отметить оригинальность танцевальных номеров. Например, танец, где балерины совершали синхронные движения, опираясь на стол изумрудного цвета. Этот фрагмент постановки включал в себя некоторые элементы пантомимы и современного танца. Конечно, ярким этот эпизод стал во многом благодаря чрезвычайно оригинальным костюмам артистов и соответствующему освещению - загадочному и таинственному. Надо сказать и о хорошем качестве исполнения.
      Также, довольно интересно была представлена сцена ссоры мужа княгини и чиновника Желткова: каждый отстаивал свою точку зрения при помощи уверенных, точных, размашистых движений, звучала соответствующая музыка, напряженную атмосферу опять же дополняло освещение (непрерывное мерцание), ну а предмет, который помогал настаивать на своем - стул.
    Единственный и, пожалуй, очень важный недочет в данной работе (в балете в целом) - это то, что сходство с сюжетом и понимание, что происходит в данный момент, появились только во второй части представления, после антракта. И до сих пор для многих осталось загадкой, о чем говорилось до перерыва. Очевиден был только момент принесения в дар гранатового браслета княгине Вере Шейной. Могу с полной уверенностью сказать, что человек, который не читал «Гранатовый браслет» А.Куприна вряд ли поймет, что происходит на сцене, так как мало того, что балет - сам по себе жанр, исключающий слово; жанр, в котором все чувства, слова и действия передаются исключительно танцевальным движением и с помощью музыки. Еще и важно то, что многие уже информированные зрители долго не могли сориентироваться в происходящем и искали сходства с историей любви, которая им знакома из прочитанного.

       Но, надо сказать, что в первой половине представления внимание к себе приковывали оригинальные декорации, своеобразная и даже несколько эксцентричная музыка и яркие, причудливые костюмы, поэтому в целом балет «Гранатовый браслет» оставил приятные впечатления.

      Публика получила и «хлеба» и «зрелищ».